Управление финансами

Пока у компании хорошо идут дела, большая выручка и прибыль, руководство, как правило, не задумывается о финансовом планировании. Мы не считаем расходов, раздуваем штаты, не замечаем убыточных направлений деятельности. Ведь далеко не все наши проекты приносят прибыль. Большинство  из них  убыточны! Они паразитируют на теле компании, выпивают из неё все соки.

Но все идет гладко, пока бурный поток денег не превращается в тонкий ручеек. Мы, конечно, заметим, что дела у компании стали идти неважно. Но на решение проблем потребуется время, которого может и не оказаться.

«Ах, если бы я заметил это раньше! Хотя бы на месяц!»

Управление – это в первую очередь планирование и контроль. В финансах самым эффективным инструментом планирования, о котором я слышал, является Бюджетирование. На первый взгляд это может показаться очень сложным инструментом, особенно если почитать специализированную литературу. Но я постараюсь рассказать вам об этом в двух словах.

Самая суть бюджетирования – тратить только те деньги и на те расходы, которые были предварительно запланированы. Это никакая не наука, а обычный здравый смысл. Наука заключается в том, как правильно запланировать все расходы и доходы.

Во-первых, вам надо разбить компанию на центры финансовой ответственности (ЦФО). Это такие подразделения компании, которые будут иметь собственный бюджет. На примере «Винегрета», каждое кафе является отдельным ЦФО, а так же центральный офис. В компаниях покрупнее собственные бюджеты есть и у ИТ-отдела, и у бухгалтерии.

Во-вторых, вам надо определиться со списком бюджетных статей. Они бывают доходными и расходными. Например, Доходы от бара, доходы от продажи времени, расходы на аренду, зарплата, коммунальные платежи, гсм. Список у каждого свой. Чем больше статей вы выделите, тем точнее будет планирование.

На третьем шаге, каждое ЦФО создает собственный бюджет. В малом и среднем бизнесе, обычно ограничиваются месячным бюджетом. В крупных же компаниях (и государстве), бывают и годовые и квартальные бюджеты. Бюджет ЦФО выглядит как перечень статей, с запланированными суммами трат/доходов этого ЦФО. Например, на зарплату планируется истратить 40 тысяч, на аренду 50, выручка 100500 рублей. После составления такого бюджета, уже видно, отработает подразделение в плюс или минус. Не надо пугаться, если некоторые подразделения работают в минус. Не всем же зарабатывать, кто-то и тратить деньги должен.

После утверждения руководством всех бюджетов ЦФО, собирается консолидированный бюджет компании.

А теперь, самое сложное. Собрать в кулак всю свою волю, и жить по бюджету. Все платежки привязывать к соответствующим статьям, и регулярно рассчитывать тренды выполнения.

Бюджет в небольшой компании можно сверстать и в экселе. Но гораздо удобнее делать это в специализированных программах, или в Меркурий-ERP. Подробнее о бюджетировании вы можете прочитать в моей книге «Управленческий учет».