Автоматизация магазина пива

В последнее время участились обращения клиентов по поводу автоматизации магазинов разливного пива. Связано это в первую очередь с требованием государства установить всем онлайн-кассы (54 ФЗ).

Установка программы в пивном магазине – это как раз та ситуация, когда автоматизация не слишком то и нужна (вспомните пример про трактор на дачном участке). В пивных магазинах, как правило, небольшой ассортимент товара и отсутствует большой запас товара. В этих условиях сложно добиться каких-то заметных улучшений, а вот усложнить работу – пожалуйста.

Но внедрять онлайн-кассы все равно нужно, поэтому мы вооружились золотым правилом врачей «не навреди» и приступили к внедрению.

Для эксперимента было выбрано три магазина одной известной в Тольятти пивной сети. В каждом магазине работает один человек. Он и разливает пиво, и взвешивает снеки, и рассчитывает покупателей. Временами в магазинах выстраиваются очереди, поэтому скорость обслуживания клиентов была определяющим фактором при проектировании системы.

Вот основные требования к программе и оборудованию, которые предъявил заказчик:

  1. Программа должна быть простой. С ней будут работать далеко не кандидаты наук, поэтому, чем меньше будет кнопок – тем лучше. Легче запомнить - труднее растеряться в стрессовой ситуации.
  2. Система должна быть надёжной. Так как кассовое место планируется всего одно – оно не должно внезапно сломаться в самый час пик. А если поломка все же произойдет , то система должна легко ремонтироваться. Желательно заменой дешевых блоков и без привлечения узких специалистов.
  3. Система должна быть дешевой. Предстояло оснастить кассовой техникой пятьдесят магазинов, а это очень не дешево. Обычная логика, что правильно внедренная программа достаточно быстро окупится, тут не работала. Выгоды были не очевидны и спорны, а риски велики. Поэтому мы постарались максимально удешевить проект.
  4. Система должна быть компактной. Это понятно. Вся стойка занята кранами и свободного места не так много.
  5. И главное – не должна пострадать скорость обслуживания покупателей.

Изучив эти требования, мы решили использовать в качестве POS-терминала планшетный компьютер. Подошел недорогой 7-дюймовый китайский планшет с операционной системой Windows 10. В результате экспериментов оказалось, что нельзя одновременно заряжать планшет по USB, и подключать к нему оборудование. Поэтому мы использовали планшет с разделенным портом USB и питанием.

В качестве фискального регистратора мы использовали ШТРИХ-ОН-ЛАЙН – одну из самых бюджетных на рынке моделей.

Ну и по мелочи: сетевой фильтр и USB-HUB (разветвитель портов usb). На последнем экономить не стоит, так как от него зависит надежность работы связки планшет - фискальный регистратор.

 

 

 

Получилось ужасно. Провода мешались, за всё задевали и постоянно путались. Поэтому мы соорудили вот такой бюджетный каркас, из оказавшихся под рукой материалов.

 

 

По поводу внешнего вида программы было решено использовать интерфейс «Бар».

 

 

Для осуществления продажи достаточно нажать пальцем на изображение с нужным пивом, а потом ввести объём.

К сожалению то, чего мы боялись, все-таки произошло. Скорость работы кассира упала и в часы пик она просто не успевала пробивать чеки. Но мы не сдались и нашли решение. Это штрихкоды.

Мы оснастили кассы сканерами штрихкодов, напечатали вот такие ценники, и расклеили их рядом с кранами.

 

 

 

Обратите внимание, для каждого объёма пива на ценнике присутствует собственный штрихкод. Свой для 0.5 литра, и свой для 2 литров. Кассир сканирует столько штрихкодов, сколько пива купил покупатель.

Ну а на чипсах, семечках и прочих снеках имеются заводские штрихкоды.

Это решение помогло. С ним мы практически не потеряли в скорости работы продавца.

 

 

А теперь кратко о выгодах, которые принесла компании установка касс на своих магазинах. Из-за необходимости пробивать весь товар на кассе, сократились возможности неофициального заработка продавцов в магазинах. Оказывается, пива в кеги наливают на заводе с избытком. Да и клиентам не всегда наливают в бутылку «по горлышко». Все эти излишки, которые раньше забирали себе продавцы, теперь оставались у компании. С одной стороны вроде бы дополнительная прибыль, но, скорее всего, придется увеличивать зарплаты, чтобы персонал не разбежался.